Вопрос-ответ

Вопрос-ответ

В случае если после отказа член саморегулируемой организации вновь заявит о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, то обязан ли такой член снова вносить взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации или вправе воспользоваться ранее уплаченным взносом, оставшимся в компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации?

В соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, обязаны уплатить в полном объеме в том числе взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении такого лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов. Также частью 3 статьи 5516 Кодекса не допускается освобождение члена саморегулируемой организации, в случае подачи им заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда.

Одновременно частью 7 статьи 554 Кодекса установлено, что некоммерческая организация, сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, в процессе своей деятельности не утрачивает статуса саморегулируемой организации только в случае снижения не более чем в два раза минимального количества своих членов, выразивших намерение принимать участие в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов, а также если такое снижение не привело к уменьшению размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, первоначально сформированного такими членами саморегулируемой организации с учетом их фактического уровня ответственности по обязательствам. Кроме того, согласно части 8 статьи 55Кодекса саморегулируемая организация, сформировавшая компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не вправе в процессе своей деятельности принимать решение о ликвидации данного компенсационного фонда саморегулируемой организации.

Таким образом, порядок отказа члена саморегулируемой организации от участия в компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств после принятия саморегулируемой организацией решения о формировании такого фонда Кодексом не установлен.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

В соответствии с частью 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 статьи 55.6 Кодекса, обязаны уплатить в полном объеме:

1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;

2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров;

3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.

При этом в соответствии с требованиями части 3 статьи 55.16 Кодекса не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 статьи 55.16 Кодекса.

Разъяснения. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по запросу СРО «Астраханские строители» направило письмо с позицией по вопросу о порядке определения размеров взносов в компенсационный фонд застройщика и технического заказчика.
 
По мнению Минстроя России, уровень ответственности застройщика, планирующего в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) самостоятельно осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен определяться исходя из стоимости планируемого к реализации строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта капитального строительства. Уровень ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих функции технического заказчика, согласно позиции министерства, должен определяться исходя из размера обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, планируемых к заключению такими лицами от имени застройщика.